Фотоальбом
Мои фотки
Разные: я и мои друзья
Фотографии с моего днюшника
Иришкины Фотки
Фотки Лео
Мышкины фотки
Ленивый Слон
Фотки Ефима
Русины Фотки
Тошины Фотки
Янкины Фотки
Фотки Рыжика 
Эксперементальные фотографии
Пейзажи
Графити 
История города
Галерея фотографий
Фотографии 36-39 гг
Открытки
История и особенности архетектурного строени памятников культуры
Раушен (Светлогорск)
Пилау (Балтийск )
Куршская коса
Черный юмор
Опечатки
Афоризмы
Приколы
Гости 
Игры
Форум
Гостевая
ICQ
E-mail

 

Древние архитектурные соору­жения как часть материальной культуры дают обширную инфор­мацию тем, кто неравнодушен к истории нашего необычного края. Насколько сложнее было бы по­нять жизненный уклад средневе­ковых городов без осмотра узень­ких кривых улочек, выложенных брусчаткой и освещенных причуд­ливыми фонарями, небольших ры­ночных площадей, высоких по тем временам домов под красной чере­пичной крышей! И, конечно, труд­но представить историю Восточной Пруссии без орденских замков.

В той или иной степени здесь со­хранились руины замков Лабиау (Полесск), Нойхаузен (Гурьевск), Рагнит (Неман), Тапиау (Гвардейск), Эйлау (Багратионовск), кре­постей «Бальга» и «Инстербург».В рыцарском государстве Вос­точной Пруссии все городские об­разования, возникшие после по­давления восстания пруссов в 1283 году, имели собственные защитные сооружения. Обычно — земляной вал, ров с подъемными мостами и забор из крупных бре­вен. В последующие годы заборы заменили стенами — каменными или кирпичными, построили на­блюдательные башни и подземные переходы.

В Кенигсберге строили прочные и надежно укрепленные храмы, та­кие, как, например, редкий памят­ник архитектуры раннегерманской готики XIIIXIV веков — старин­ная Юдиттен-кирхе.Первое упоминание о ней отно­сится к 1402 году и обнаружено в Орденской книге. Наружные сте­ны выложены бутовым камнем, стрельчатые окна и порталы обли­цованы кирпичом. Нижняя часть ее сделана из валунов, верхняя — из прочного кирпича.

Здание можно осмотреть и в на­ши дни, оно расположено на запад­ной окраине Калининграда на ули­це Тенистая аллея. В 1985 г. руины кирхи были пе­реданы в ведение Русской право­славной церкви. Здание отреставрировано и принадлежит теперь об­щине Свято-Никольского собора Смоленской и Калининградской епархии.

 

КРЕПОСТЬ БАЛЬГА

В начале XIII века рыцари Тев­тонского ордена вторглись на зем­ли пруссов. Продвигаясь вдоль Вислинского залива, в 1237 году подошли они к небольшому рыбац­кому поселку.На отвоеванной земле, на естест­венном холме построили деревян­ную крепость. Отсюда совершали рыцари походы в соседние об­ласти Замланд и Натанген, следи­ли за прохождением судов по за­ливу.

В 1245 году рыцари приступили к возведению замка. Для этого они использовали холм, имеющий высоту более 25 метров и круто обрывающийся к заливу. Первым крупным сооружением стал дом Конвента. К 1330 году была по­строена приходская церковь. Крепость была настолько проч­ной, что во время многочисленных восстаний пруссов Бальга осталась неприступной. После Грюнвальдской битвы она утратила свое во­енное значение. Прошли столетия. В ходе боев 1945 года крепость сильно постра­дала и пришла в аварийное состо­яние. Но даже в разрушенном виде это старинное сооружение пред­ставляет собой большой исторический и архитектурный интерес. Осмотреть его можно на юге нашей области, неподалеку от по­селка Веселое Багратионовского района

[Вернуться к оглавлению]

 

КРЕПОСТЬ КЕНИГСБЕРГ

Крепость Кенигсберг, послужив­шая началом будущего города, возникла на древней прусской го­ре Твангесте, на правом берегу Прегеля, где ныне расположена Центральная площадь Калинингра­да. Дата образования крепости — 1255 год — отмечена в хронике Тевтонского ордена. Семь столетий простояло это мрачное сооружение. Двадцатый    век стал последним в истории замка.

Вторая мировая война не поща­дила его древние стены. Многие строения были разрушены или сгорели. В первые послевоенные годы сохранялись внешние стены замка. Их не стало в семидесятые годы. Сегодня на месте руин древ­ней крепости — Центральная пло­щадь, фонтаны с цветниками.

[Вернуться к оглавлению]

 

ПЕРВОЕ ВАЛЬНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ

 Древние города Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф, которые позд­нее, объединившись, дали начало городу Кенигсбергу, в начале XVII века уже были заключены в единую систему укреплений. Про­ект Первого вального укрепления предложил профессор математики  Иоганн Штраус. Руководителем Строительных работ был назначен полковник граф Абрахам фон До­на, контроль осуществлял Конрад фон Борке. Стоимость работ была отнесена на бюджет города и кур­фюрста. Строительство началось в 1626 году и продолжалось более двадцати лет. В результате была создана оборонительная линия, ко­торая включала в себя 26 бастио­нов  8 полубастионов и 8 главных ворот. В целом же эта новая сис­тема выглядела как простое зем­ляное обвалование без встроенных зданий. Прошло более двухсот лет. Укрепления пришли в полную не­пригодность.

[Вернуться к оглавлению]

 

ВТОРОЕ ВАЛЬНОЕ УКРЕПЛЕНИЕ

В 1842 году в Кенигсберге была задумана большая программа по модернизации старых и возведе­нию новых военных объектов. Рас­поряжением короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV была соз­дана комиссия по составлению проекта Второго вального укрепле­ния: генералы фон Грольман, фон Краузенок и шеф инженерного корпуса генерал-лейтенант Астер. В строительной технике использо­вались достижения инженера мар­шала Франции Себастьяна Ле Претра де Вобана. Выразителями направлений новой французской архитектурной школы стали фран­цузский инженер Марк Рене Монталамбер, крупный математик Гаспар Монжан, немецкие фортифика­торы Бронзен и Притвиц.

К строительству приступили 30 августа 1843 года с закладки Королевских ворот на Литовском валу. Основные работы проводи­лись в период с 1848 по 1860 го­ды. Но полностью вал был готов к 1890 году. Он включал в себя семь фронтов (ныне сохранились Грольманский верхний, «Обертайх» и Хабербергский), тринадцать ба­стионов (сохранились «Грольман», «Обертайх», «Хаберберг» и «Прегель»), башни «Дона» и «Вран­гель». В новой линии валы стали выше и объемней, рвы глубже, была от­регулирована система плотин. В оформлении ворот особую заботу проявил генерал Эрнст фон Ас­тер. Взяв за основу господствую­щий в середине XIX века стиль английской неоготики, он как бы одел каждое сооружение в инди­видуальный наряд, придав ему не­повторимые формы. Использована художественная кладка кирпича, декоративные дополнения в виде цветов, выполненных из желтого песчаника, горельефов и статуй. С осуществлением этого проекта Кенигсберг вступил в число крепо­стей первого ранга. Ныне эти ста­ринные сооружения можно осмот­реть на улицах Черняховского, Литовский вал, на проспекте Калинина и Гвардейском прос­пекте. 

[Вернуться к оглавлению]

 

ГРОЛЬМАНСКИЙ ВЕРХНИЙ ФРОНТ

В Калининграде на улице Литов­ский вал сохранилось одно из крупнейших фортификационных сооружений середины XIX века — Грольманский верхний фронт. Он занимает участок от улицы Алек­сандра Невского до улицы Фрунзе и включает в себя бастионы «Обертайх», «Грольман» и «Купфертайх», главный вал между бастио­нами и ров, заполненный водой.

Связующим звеном всего фронта является наиболее крупный бастион «Грольман». Он представ­ляет собой значительное по разме­рам двухэтажное кирпичное зда­ние подковообразной формы, кото­рое предназначалось для размеще­ния воинских служб. Справа и сле­ва от него отходят земляные валы с оборудованными внутри пустотелостями и скрытыми ходами. Фланги Грольманского фронта на­дежно защищены бастионами «Обертайх» и «Купфертайх», по­строенными из кирпича и имеющи­ми высоту шесть метров. Напротив бастиона «Грольман» находится казарма «Кронпринц». Внушительных размеров замкну­тое оборонительное сооружение было заложено 15 октября 1843 года. По завершении строительства в 1849 году казарма «Герцогсакер» получила название «Кронпринц» (наследный принц, или наследник короны). Четырехэтажное крепост­ного типа здание имело глубокие подвалы, ходы сообщения и было окружено рвом. На крыше были оборудованы защитные зубцы, а в случае опасности солдаты могли укрыться в башне, примыкающей к южной стене здания. Казарма располагала огромным внутренним двором, где обычно проходили по­строения и содержалась военная техника. В настоящее время состояние всех строений удовлетворительное, осмотр их можно начинать либо с площади маршала Василевского, либо с остановки трамваев № 4, 9 «Литовский вал». 

[Вернуться к оглавлению]

 

ОПОЯСЫВАЮЩИЙ ФРОНТ

Для защиты города Второе вальное укрепление очень скоро стало казаться недостаточным. Опыт войны с Францией в 1870—1871 гг. и появление более совершенной ар­тиллерии привели к созданию во­круг Кенигсберга Опоясывающего фронта.

Правительственный кабинет сво­им решением от 24 июня 1872 го­да установил необходимость строи­тельства двенадцати фортов и трех промежуточных военных построек, связанных между собой кольцевой дорогой. Форты возводились не да­лее восьми километров от королев­ского замка и на расстоянии при­мерно трех километров друг от друга. Каждый форт строили пять-шесть лет. Первым заложили форт № 3 «Король Фридрих III» на горе Кведнауэр (Северная Го­ра). Строительные работы закончи­лись в 1892 году. На калининградской земле со­хранилось значительное число ста­ринных крепостных сооружений, и в этом отношении область уникальна. Как памятники инженер­ного искусства неповторимы фор­ты, укрепления на Литовском ва­лу, в районе продовольственного рынка, в парке на проспекте Кали­нина. Такого архитектурного свое­образия нет ни в одном городе на­шей страны.

[Вернуться к оглавлению]

 

ФОРТ № 5

Итак, в Опоясывающий фронт входило пятнадцать фортов. Учитывая, что все они были примерно одинаковы по форме и устройству, рассмотрим один из них, наиболее посещаемый.

Форт № 5 «Король Фридрих Вильгельм III» расположен на се­веро-западной окраине Калинин­града, слева от шоссе на Светло­горск. Это крупное фортификаци­онное сооружение было приспособ­лено для круговой обороны. Его окружают ров, заполненный водой, земляной вал и каменно-бутовая стена высотой около восьми мет­ров. Он представляет собой вытя­нутое по фронту шестиугольное кирпичное одноэтажное здание длиной 215 и шириной 105 метров. Недалеко от центрального входа постройка разделена на арсенал с достаточным количеством боево­го припаса и казармы, где разме­щались пехотная рота, артиллерий­ская команда, две группы саперов, несколько человек обслуживающего персонала. Сверху форт защищало шести­метровое покрытие, состоящее из кирпичного свода и песчаного на­сыпного вала, в котором были обо­рудованы окопы для стрелков и пулеметные ячейки. Для защиты флангов и прикрытия рва были выстроены напольный капонир и два полукапонира, через амбразу­ры которых вели огонь из пулеме­тов. С фронта и флангов здание бы­ло присыпано землей и для 'маски­ровки укрыто дерном.

В 1886 году форт покрыли желе­зобетоном толщиной около двух метров. Тогда же был сооружен наблюдательный вращающийся бронекупол. Перед штурмом Ке­нигсберга частями советской армии на флангах форта был отрыт про­тивотанковый ров, оборудованы траншеи и артиллерийские пози­ции, установлены надолбы, все пространство опутано колючей проволокой и заминировано.

[Вернуться к оглавлению]

 

ФРИДРИХСБУРГСКИЕ ВОРОТА

Не без основания курфюрст бранденбургский Фридрих Виль­гельм в 1657 году построил ци­тадель «Фридрихсбург». Располо­женная на левом берегу Прегеля, она надежно прикрывала герцог­ский замок, контролировала вод­ный путь к пиллауской крепости и держала в устрашении кнайпхофских ремесленников, часто вы­ступавших против курфюрста.

Первоначально крепость была выполнена как земляное укрепле­ние с выпущенной в вал крышей в виде кирпичного свода. В плане имела форму правильного бастионированного квадрата, огражден­ного каменной стеной. В случае нападения могла быть использо­вана как редут. Внутри цитадели размещались караульные, тамо­женная служба, комендатура, кир­ха, а в подвалах — склады и тюрьма.

В 1848 году форт Фридрихсбург получил новые кирпичные ворота. Даже при беглом осмотре они создают впечатление грузности и тяжеловесности. В центре их — огромный вход, архитектурно оформленный. Слева и справа от портала поднимаются кверху че­тыре объемные пустотелые башни с круглыми и стрельчатыми окна­ми. Башни имели названия: «Ал­маз», «Жемчуг», «Рубин» и «Сма­рагд». На крыше ворот и баш­нях установлены декоративные зубцы. В 1697 году царь Петр I в сте­нах крепости совершенствовал свои знания и навыки в артиллерии. Ключи от Фридрихсбургских ворот ныне хранятся в музее Ка­занского собора в С.-Петербурге как свидетельство того, что рус­ская армия в 1758 году овладела Кенигсбергом. Южнее ворот проходила дорога, известная как «философская» дам­ба, часто служившая местом про­гулок юного Канта с матерью. 23 августа 1910 года Старинная крепость была продана управле­нию железной дороги и разобрана. Сохранившиеся до наших дней ворота после реставрации станут одним из филиалов историко-художественного музея.

[Вернуться к оглавлению]

 

ФРИДЛАНДСКИЕ ВОРОТА

На пересечении проспекта Кали­нина с улицей Дзержинского рас­положены Фридландские ворота, в стенной кладке которых активно ис­пользованы декоративные приемы.Первое упоминание об этом соо­ружении относится к началу 1657 года — года освобождения Прус­сии от вассальной зависимости со стороны Польши. Ворота были выстроены на окраине города, не­далеко от скотного двора, у доро­ги, ведущей во Фридланд (нынеш­ний Правдинск), для надежного прикрытия крепости с юга. В XIX веке их сменили другие. В 1852 го­ду вновь выстроенные ворота бы­ли включены в систему укрепле­ний Хабербергского фронта.

Ворота исполнены в неороман­ском стиле и имеют форму пря­моугольника с двумя арочными проездами. В боковых кирпичных пристройках оборудованы служеб­ные, складские помещения и казе­мат для проживания караульных. Наружные стены расчленены «ло­патками», переходящими над кры­шей в квадратные башни. Прост­ранство между ними заполнено защитными зубцами. Внешняя привлекательность ворот дости­гается художественной кладкой кирпича, рельефной резьбой, глу­бокими порталами, украшенными цветами из желтого песчаника, скульптурами и гербами. На воротах были установлены статуи гросскомтура графа Фрид­риха фон Цоллерна, знаменосца Главного знамени Ордена, воевав­шего на Грюнвалъдском поле (скульптура не сохранилась), и гроссмейстера Зигфрида фон Фейхтвангена, правившего Тевтон­ским орденом в период с 1303 по 1311 годы. Его скульптура установ­лена на внешней стороне ворот над проездом. Автор рельефов и скульптур — В. Штюрмер. Внутренние помещения Фридландских ворот частично отреставрированы.

[Вернуться к оглавлению]

 

БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА

Бранденбургские (Берлинские) ворота были выстроены в 1657 го­ду на юго-западном участке Пер­вого вального укрепления при пе­ресечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушакове Гуръевского района). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устрои­тели ограничились возведением де­ревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земля­ной вал. Для надежного прикры­тия впереди вырыли ров и запол­нили водой.

Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II об­ветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массив­ная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющи­ми стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью пе­рекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гар­низон караульных, которые раз­мещались во внутренних казема­тах. Здесь также имелись служеб­ные, подсобные, складские поме­щения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были укра­шены остроконечными декоратив­ными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизо­ванными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воро­тах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа — гене­рал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778—1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второ­го вального укрепления. Бранденбургские ворота — един­ственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских во­рот — выполняют свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона.

[Вернуться к оглавлению]

 

РОССГАРТЕНСКИЕ ВОРОТА

Россгартенские ворота, располо­женные на пересечении улиц Чер­няховского и Александра Невско­го, по счастливой случайности не пострадали во время штурма Ке­нигсберга. Но они были свидетелем того, как гвардейцы водружали Красное Знамя над башней « Дона ».

Строительство ворот началось в 1705 году, сразу после корона­ции Фридриха I, на окраине Россгартена (что переводится как «Кон­ский сад») у дороги на Кранц (ны­не Зеленоградск). Первоначально ворота не имели пустотелых при­строек и своим деревянным кар­касом упирались в насыпной вал. В 1844 году их одели в долговечный кирпич, соорудили служеб­ные и подсобные помещения, опо­ясали рвом, через который пере­кинули мост. В окончательном ви­де они получились надежными, внешне легкими и изящными. Двустворчатые ворота распо­лагались в своеобразной триум­фальной арке с высокими свода­ми и восьмигранными башнями. Боковые пристройки с внутренней стороны оформлены аркадами, об­разующими открытую, наполнен­ную воздухом галерею. Поверху проходят ряды декоративных зуб­цов, ограниченных по углам че­тырехгранными башнями, что при­дает сооружению оборонительный характер. Над воротами размеще­ны медальоны с горельефами вид­ных военных деятелей Германии — генералов А. Гнейзенау и Г. Шарнхорста. Гнейзенау Август Вильгельм Ан­тон (1760—1831) — граф, прусский генерал-фельдмаршал, участник войны против наполеоновской Франции. Вместе с Шарнхорстом проводил реорганизацию армии. В 1830 году — главнокомандующий прусской армией.

Шарнхорст Герхард Иоганн Да­вид (1755—1813) — прусский гене­рал. Известен как военный теоре­тик. В 1802 г. — начальник Бер­линского военного училища. В 1807 г. — начальник Генерального штаба, возглавлял военное мини­стерство. В мае 1813 года в бою под Лютценом тяжелоранен. Скон­чался 26 июня того же года в Праге. Имя крупного военачальника снискало добрую память и призна­тельность потомков. В Германии учрежден орден Шарнхорста. Име­нами славных генералов в Кениг­сберге были названы улицы Шарн­хорста (ныне Каменная) и Гнейзенау (ул. Банковская). Рельефные изображения исполнил скульптор В. Штюрмер. Реставрационные работы на во­ротах проводились в 1987 году. Рядом расположен музей янтаря.

[Вернуться к оглавлению]

 

КОРОЛЕВСКИЕ ВОРОТА

30 августа 1843 года в присут­ствии прусского короля Фридриха Вильгельма IV была совершена закладка Королевских ворот «Кёнигстор», расположенных на пере­сечении нынешних улиц Фрунзе и Литовского вала. По завершении работ в 1852 году они были вклю­чены в оборонительную линию Грольманского фронта и сразу привлекли внимание жителей Ке­нигсберга.

Ворота выполнены в романском новоготическом стиле, где главная роль отводилась суровой, крепост­ного характера, архитектуре. Не­сколько тяжеловесные, но ком­пактные, они представляют собой прямоугольное кирпичное здание с контрфорсами, стрельчатыми сво­дами и тремя порталами. Внутри оборудованы каземат, служебные и складские помещения. На плос­кой крыше установлены защитные зубцы, а между ними в центре поднимаются четыре шестигранные башни, увенчанные коронами. Башни соединены между собой стеной со стрельчатыми нишами. На фасаде башни установлены три каменные статуи и герб, кото­рые символизируют историю прус­ского государства. Слева — в ры­царских доспехах — король Чехии Пржемысл II Отакар (ок. 1230— 1278 гг.), давший название горо­ду: Кенигсберг — «Королевская гора». Он погиб в битве с войска­ми Священной Римской империи.

Фигура справа принадлежит маркграфу бранденбургскому Аль­брехту Гогенцоллерну (1490 — 1568). Будучи великим магистром Тевтонского ордена, в 1525 году он создал на землях рыцарей свет­ское государство и стал первым герцогом прусским. В 1544 году на острове Кнайпхоф был основан первый в Кенигсберге университет; который позже получил в честь основателя название «Альбертина». Умер в замке Тапиау. Похоро­нен в Кафедральном соборе.Скульптура в центре принадле­жит бранденбургскому курфюрсту и первому прусскому королю Фридриху I (1657—1713). Это по его указанию была изготовлена знаменитая Янтарная комната.Ворота реставрируются.

[Вернуться к оглавлению]

 

ЗАКХАЙМСКИЕ ВОРОТА

В период строительства Первого вального укрепления на юго-вос­точной окраине Кенигсберга, врайоне Закхайм (ныне пересечение Московского проспекта с улицей Литовский вал), были сооружены деревянные ворота, с внешней сто­роны прикрытые рвом, заполнен­ным водой.Ныне существующие двухбашенные Закхаймские ворота построе­ны в 1848 году на месте старых. Это было время, когда Восточную Пруссию охватила волна револю­ционного движения. Особенно крупные выступления происходи­ли на городских окраинах, где в тесных каморках ютились семьи рабочих, где была большая рож­даемость и еще большая смерт­ность. В местечке Закхайм прожи­вало более всего приверженцев Союза коммунистов. Не случайно официальные власти назвали этот район «Красным Закхаймом» и по­спешили укрыться от него за на­дежным укреплением.Закхаймские  ворота  по      своей архитектуре схожи с Фридрихсбургскими — такие же массивные, тяжеловесные и прочные. Пустоте­лые башни имеют узкие стрельча­тые окна, а сверху прикрыты де­коративными коронами. Между ними — защитные зубцы. Портал обрамлен наличниками и украшен цветами из песчаника. Чуть выше некогда были размещены горелье­фы видных военных деятелей Вос­точной Пруссии генералов Ганса Давида Людвига фон Йорка и Фридриха Вильгельма фон Бюлова. Во время войны с Наполеоном они собрали народное ополчение и уча­ствовали в освободительных похо­дах 1813—1815 годов. Еще 30 де­кабря 1812 года генерал Йорк за­ключил договор с русским генера­лом Иваном Ивановичем Дибичем, что послужило началом союзниче­ских действий против французской агрессии.

[Вернуться к оглавлению]

  

 

 

Яндекс цитированияbe number one

Hosted by uCoz